Домой / Ал-Анон / Девятая Традиция

Девятая Традиция

article126Девятая Традиция: Нашим группам, как таковым, никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако, мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.
«Если я беру на себя ответственность по обслуживанию группы, это не значит,что теперь я в этой группе главный». :17 октября — стр.291 книгиМужество Меняться (День за днем в Ал-Аноне II)  [B-16 в каталоге Литературы, Одобренной Конференцией Ал-Анон], перевод на русский язык: Фонд «ФОСГАЛ» 123242 Москва, а/я 50 по разрешению издателя Аl-Anon Family Group Headquarters,Inc.1992
Для получения информации об Ал-Аноне или Алатине и заказа  Литературы  обращайтесь в Фонд обслуживания семейных групп Ал-Анон (ФОСГАЛ).

Обсуждение Девятой Традиции программы Ал-Анон на собрании группы «Радуга».

 

*******- «непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают»

 

интересная идея для семьи, если представить ее как группу. Так как народу большей частью не так много в семье, то каждый будет входить в состав комитета, например, по чистоте. И кто бы тогда взялся нарушать то, что сам принял соблюдать.
а вот что касается непосредственно подчинения комитетов и служб (я так понимаю, и должностных лиц в группе) тех, кого они обслуживают, то тут тоже нужен разумный подход. Потому что порой требования обслуживаемых носят характер капризов — сделайте так, а то мне неохота как есть. Ну и к чему такое может привести? ни к чему хорошему, имхо. И от этих перегибов защищает, как я понимаю, ротация — поднимется рука напрягать того, на чьем месте был недавно сам . Да и взаимопонимания группе частая ротация принесет намного больше, чем любые обсуждения. Тогда-то точно захочется относится к другому так, как хотел бы чтобы относились к тебе. Хотя бы потому, что очень скоро ты окажешься на его месте. Пропадет неконструктивная критика — ибо ты сможешь легко реализовать свои предложения, став должностным лицом в группе. Не на словах, а на деле, по-моему,учишься большему.
Спасибо , что выслушали. Это всего лишь мое личное мнение, не имеющее привязки к конкретным действующим лицам.  Что вам не нравится — то не берите. Спасибо, что выслушали.

 

******

То, что группы АЛ-АНон не как не организованы — это на первых порах привлекает, или, во всяком случае, не мешает новичкам чувствовать себя в группе в своей тарелке. Так было со мной — какое счастье — нет никакого начальства, к которому порой ни на какой козе не подъедешь. Благодаря этому с первого собрания действительно чувствуешь себя равной.  И в этой связи у меня как-то вот не сформировалось в отношении служения блока — справлюсь-не справлюсь, оправдаю- не оправдаю. «Попробуй — и все узнаешь» — такие вот мысли сопровождали мои решения заниматься тем или иным служением. А ощущение настоящего равенства позволяло не чувствовать себя дурнее других и давало возможность задавать любые вопросы, не опасаясь нарваться на «КАК? ты этого не знаешь, не понимаешь, не читала ит.д.!!»
******

— «Нашим группам, как таковым, никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления…»
Вот это для меня было не привычно в начале, как же без начальства, без главного вождя?   Равенство всех членов группы — это здорово! И здорОво, как для новичков, так и для  людей с большим опытом выздоровления, так сказать, чтобы не бронзовели.

 

******

Мне тоже Традиции совершенно необходимы для создания счастливой обстановки в семье. Где нет такого человека, который скажет: «Я всё вам отдаю, а вы?!». В моём понятии авторитарность-т.е. влияние одного человека на всех остальных-была плоха, но я ничего другого до Ал-Анона не знала.
А здесь я увидела, что есть-служение, т.е. руководители —  это облечённые доверием исполнители! Что никаких дивидендов, кроме радости ни с чем не сравнимой от того, что приносишь пользу людям, что помогаешь в том, в чём тебе самой помогли от всего сердца, — нет в Ал-Аноне. И что здесь ент никого, кто был хоть в чём-то лучше. Я согласна с Наташей.что ротация-удивительный механизм, и благодаря Ал-Анону, он запущен и у нас в семье.
А что касается семейной болезни -алкоголизма, то эта Традиция сильно по ней-по болезни моей-стучит, потому что я обретаю некоторые иные масштабы и моя гиперответственность тает: её в Ал-Аноне некуда приткнуть.
Есть Бог, высший авторитет, а мы все -равны. Это невероятно облегчает выздоровление в Ал-Аноне.
Единственно, что мне сегодня, скажем, смутительно-это трактовка Традиций в «Мужестве меняться». Равно как и Шагов.
Группа не может не быть никак организованной. Это-всё же утопия переводчика. Иначе она уже не группа, а механическое собрание.Неогранизованные группы распадаются , увы.
И прочему-то исчезло протсое и ясное слово «Должны». Меж тем как речь идёт о нашей собственной ответственности, и если я в Ал-Аноне никому не скажу «Ты должен», то сказать»Мы должны»-получается вполне естественно.
Нельзя читать слова в духовной литературе по первому смыслу, что на поверхности. Если мы группа Ал-Анон, то кое-что мы именно должны. ИМХО. Я предлагаю не использовать в обсуждении на собраниях тексты, которые пока являются только вольной интерпертацией переводчика, а пользоваться переводом Традиций в обычном варианте.
Спасибо.

 

*******

Мне тоже было непривычно вначале,что в Ал-Аноне нет никого главного и еще главнее,нет указующих. Я слушала от более опытных участников Ал-Анона о групповом сознании и не понимала до тех пор,пока сама не увидела как оно действует в той или иной ситуации. А уж как мне понравилось,что какие-то мои идеи, желторотого новичка, не отметаются с порога как недостойные внимания,а всерьез рассматриваются и принимаются,это даже переоценить трудно.
По опыту моей первой интернет-группы я заметила,какие полезные вещи подотчетность и ротация- не дает надеть на себя лавровый венок,не дает развиться каким-то недостаткам,вроде властолюбия,потому что только научился всему кругу обязанностей как следует,только почувствовал себя на коне и уже подходит срок передавать опыт служения. Да,и в процессе порой возникают определенные вопросы,по которым приходится объяснять свою позицию,вводить товарищей по группе в курс дела для лучшего понимания создавшейся ситуации.
Опыт служения почтальоном в интернет-группе помог мне осознать,что избрание на любое служение  — это не только доверие, сколько ответственность. Когда в первой группе  истек срок служения секретаря группы и мою кандидатуру тоже неожиданно выдвинули среди прочих и даже поддержали,я испугалась и отвела себя из списка.Испугалась,что  мои былые слабости: самомнение и мания величия,над которыми я довольно долго и серьезно работала, вдруг  опять оживут и заявят свои былые права. И только сравнительно недавно до меня дошло — этот сценарий мне не грозит,можно спать спокойно!)) В любом случае,на любом служении я останусь равной и подчиненной группе,возрастет только моя ответственность. А учиться быть ответственной — это всегда полезный жизненный урок.

 

*******

Наша группа «не должна быть никак организована» и «в группах не должно быть жёсткой системы управления»-по смыслу очень различны, верно?
И если первая формулировка настраивает на личную безответственность , то вторая как раз даёт возможность передачи опыта служения. И в семье также: когда мы служим , так как нам доверяют, то это приносит радость-чистейшую, как в АА и Ал-Аноне,хотя и трудновато бывает. Мы советуемся друг сдругом, а это значит, что даже малыши уже имеют, что намотать на ус. имеют возможность анализироватьи стремиться воспризвести. Появляется живой интерес друг к другу.
У нас внучка во вермя каникул освоила приго товление завтрака, потому что мне не хватало времени, чтобы успеть быстро его приготовить. Теперь она с гордостью говорит, что готовила завтраки на всю семью! 🙂
И мы с мужем рады-на кухне ротация! :)))
…НО ведь это не значит, что завтрак не должен быть приготовлен? 🙂

 

******

Я понимаю формулировку, что она в основном правильная. Быть все время ведомым кем-то — это продолжение своей зависимости от кого-то. Ведущий собрания- это такой же полноправный и больной человек. Он так же может высказывать свое мнение по теме программы, может иметь свое убеждение, с которым другой слушающий может не соглашаться. Не стоит на ведущего возлагать ответственность за правильное или неправильное высказывание. Главный авторитет — Высшая Сила. Ведущий и другие лица — лишь исполнители, которым группа доверила выполнение необходимых функций. Они не управляют всеми. И они имеют право на ошибки.
Первое время и мне казалось, что сейчас меня направят и поведут в светлое будущее. А Программа меня учит размышлению и анализу своих поступков. Выбрать правильный путь — это мой выбор. Это мое право выздоравливать по Программе или все продолжать упорствовать, выдвигая свое «Я сама», или изобретать «свой велосипед».
Иногда я теряюсь от каких-либо ситуаций, старое мышление и поведение может возвращаться — это моя болезнь с ее симптомами. Здесь высказывали уже, что болезнь нельзя отменить. Но я знаю, что меня всегда поддержат те, у кого в данный момент нет отклонений от Программы. Я не возражаю, когда мне напоминают о девизах и принципах. Мне это помогает выздоравливать. Но в это же время, мне никто не указывает, что я «должна». Напрягаюсь я сама, если хочу этому следовать. Я допускаю, что у других тоже бывают срывы. перед болезнь мы все равны и я это понимаю и принимаю.

 

******

 

 — «меня направят и поведут в светлое будущее.»

 

я этого ждала, когда попала в группу)) и одновременно опасалась, что мне это не понравится и надо будет сопротивляться — а я-то этого делать не умею! вот беда!
день прошел, второй, третий, неделя — никто меня никуда не ведет — прям даже странно стало. А потом привыкла и даже желание  «сильно поделиться» с новичками тем, что имею — читай: немного направить именно по моему личному пути — потому что так правильно — так и не появилось у меня. Но и от новичков было забавно видеть такое же недоумение как было  у меня — все, я в группе — когда же меня начнут вести? а кругом одни только поддержки — выбирай сам — куда тебе… мне так нравится.

 

*******

Когда я пришла в группу, мне показалось, что ведущий собрания — главный. Но потом я увидела настоящего лидера группы и успокоилась. На нее действительно можно положиться, она знает, что делает и что говорит, у нее большой опыт, есть лидерские качества, сила, энергия, в-общем, то, чего нет у меня и чем я всегда восторгалась, видя их у других. Когда ее нет на собрании, для меня как бы мало света, энергии, радости. Я понимаю, что это проявление моей болезни — зависимости от других. Я сама на себя не надеюсь, мне нужны авторитеты, кумиры. Я сама хочу быть светом для других, но предпочитаю отсидеться в сторонке, помолчать и понаблюдать за другими. Я неуверенный в себе человек. Мне кажется, что я могла бы быть лучше, но не знаю как. Иногда мне все же становится плохо и от кумиров, они слишком заполняют собой все пространство, где нет места больше никому другому. Видимо эти мои противоречивые чувства по отношению к ним (лидерам), не дают мне продвинуться вперед по пути моего собственного прогресса. Я надеюсь, что моя жизнь в Ал-Аноне и изучение всех Шагов и Традиций дадут мне лучшее понимание себя и своего места в этом мире.

 

*******

Для меня каждое собрание было праздниеом, событием. С приходом в Ао=Анон началась моя новая жизнь
НО вот как-то раз на собрание не пришла ни одна, ни дркгая женщина, которые обычно вели группу. На место ведущей села другая, и я почувствовала дискомфорт. Праздник поуменьшился…раз, другой-потом я позвонила нашим прежним ведущим и пожаловалась, что без них собрания проходят совсем «не так». И обе они, не сговариваясь, сказали мне: » а ты сама начни вести собрания. Раз тебе что-то не нравится, садись сама и веди, как ты считаешь правильным. Я так удивилась!!!
Но…в следующий раз села-таки на место ведущей и…начала вести собрания !:)))
Потихоньку мы познакомились с Традициями, и я на самом деле убедилась, что в Ал-Аноне нет жёсткой системы управления, и что успех собрания зависит от того, насколько мы придерживаемся Традиций.

 

*******

 

— «успех собрания зависит от того, насколько мы придерживаемся Традиций.»

Хорошо, когда группа развивается в правильном направлении. И члены группы интересуются опытом других членов программы «12 шагов». И стараются понять Традиции, придерживаться их как на группе, так и в своей жизни.

 

*******
(добавлено в сентябре 2012г.)
«В группе обычно имеется председатель, который ведет собрания, секретарь, который держит группу в курсе всех текущих событий Ал-Анона ,и казначей, в обязанности которого входит сбор добровольных взносов. Наличие этих должностей придает организованность собраниям, а поскольку существует система ротации, то никто не остается долго ни на одной должности, и все имеют равные возможности разделить эти обязанности.»

из брошюры «Двенадцать Шагов и Традиций», стр.35 [Р-17 в каталоге Литературы, Одобренной Конференцией Ал-Анон], перевод на русский язык: Фонд «ФОСГАЛ» 123242 Москва, а/я 50 по разрешению издателя Аl-Anon Family Group Headquarters,Inc.

 

***
Руководители группы, облечённые групповым доверием исполнители – это председатель, секретарь, казначей. И Представитель группы в службах, которые эта группа организовывает.
Все эти должности становятся необходимы, когда группа начинает расти. И, что мне нравится в Ал-Аноне, всё происходит естественно, по мере потребности, а не потому, что так положено.

Я сначала стала председателем группы. Мне важно было не пропускать собраний, и обнаружилось, что я – самый аккуратный член группы, в которую я пришла. Меня выбрали председателем, и таким образом (несколько болезненным) я стала знакомиться с Традициями и обязанностями председателя.

Это меня очень организовало. Выход из депрессии, «со дна»- это такой раскордаж в голове и уме, такой бунт своеволия, что мне нужны были серьёзные дисциплинарные усилия, чтобы прийти в себя. И убедиться, что без определённой дисциплины группа начинает «хромать», и перестаёт оказывать помощь.

Главное, что для меня было новым – это групповое сознание как руководящая сила. Это было потрясающе – столкнуться с тем, что все мои способности направлены на выполнение решений группы, а не на собственное видение.

Спустя много лет я могу сказать, что привычка опираться на групповое сознание (или констатировать его отсутствие) – сильнейшим образом изменило ход моей жизни и моего выздоровления. И сформировало в значительной степени мой новый характер в Ал-Аноне.
Потом я стала выполнять обязанности секретаря, т.к. группа нуждалась в контактах с Всемирным офисом обслуживания, со своевременным информированием членов группы о разных событиях в Ал-Аноне и АА. Кроме того, я отвечала на все письма, приходившие в нам из разных стран вместе с посылками литературы Ал-Анон, переведённых на русский язык.
Это был потрясающий опыт – у меня было много занятого времени помимо группы, потому что переписывались мы тогда только почтой. Мы очень старались поблагодарить каждого, кто присылал нам свои адреса вместе с книгами, и это тоже очень способствовало восстановлению моей коммуникабельности, сильно потрёпанной болезнью. Кроме того, общаясь с членами Ал-Анон, мы постигали принципы служения в Ал-Аноне, и это очень нас ободряло.

Словом, это система управления – очень способствует моему выздоровлению, поэтому я стараюсь хоть где-то служить. Сейчас я исполняю обязанности секретаря в реальной группе.
А то, что служение в Ал-Аноне и становление служб неформальное и не основано на властолюбии, подрывает в корне авторитарность, из которой моя болезнь вырастает. Высший ли я авторитет или жертва этого авторитета – я всё равно эгоцентрик и своевольничаю направо и налево. Всё равно я безответственна.

Этому же служит и непременная ротация в группе.

Все эти принципы служения очень помогают тому, что обстановка в семье изменяется к лучшему, и рано или поздно мы начинаем сотрудничать в семье, а не соперничать. Но это – большой труд, и я учусь трудиться на общее благо в группе.

 

***

На сегодня Девятая Традиция для меня — это поиск некоего равновесия, золотой середины между четким распределением ответственности и прав, с одной стороны, и полной расслабленностью и пофигизмом (Это, кстати, касается и распределения прав и ответственности в моей семье). Организация в группах необходима, но она должна быть не жесткой. Как это? Я нередко ловлю себя на страхе, что если все не «прописать», не предусмотреть все детали, то конструкция развалится. Я начинаю суетиться, непрерывно напоминать, напрягаться, волноваться… Не так давно перед днем рождения на реальной группе почти устроила истерику (или вроде того), что у нас ничего не готово к празднику, и никто ничего не делает… Меня бросились утешать и успокаивать, и сразу все устроилось. А может, можно было обойтись без истерики?

Я снова упираюсь в вопрос, где граница моей ответственности, а где мне надо сложить ручки и прекратить форсировать процесс, как бы он ни развивался? Я понимаю, что во мне еще недостаточно доверия групповому сознанию; мне все еще кажется, что я должна влиять на него каким-то сильно-активным образом.

Мне очень хочется, чтобы все в Ал-Аноне было устроено идеально: чтобы всегда находились желающие служить в группе, чтобы мы собирали необходимые средства, чтобы переводить, издавать и распространять нашу литературу, чтобы создавались и работали комитеты по разным направлениям, в общем, чтобы Ал-Анон работал, как швейцарские часы… Но я саму себя не могу организовать — как я могу ожидать этого от множества таких, как я?

И все-таки я не перестаю удивляться тому чуду, что Ал-Анон все-таки организуется. Не идеально, не в соответствии со схемами, разработанными ведущими мировыми управленцами, но в основе нашей организации лежит, как мне кажется, нечто, более основательное, чем эффективные схемы управления — забота о нас Бога, Его присутствие на собраниях и в нашем общении и наше желание и решимость двигаться вместе вперед (или вверх?)

Есть еще один удивительный для меня момент, который, на мой взгляд, существует только в двенадцатишаговых сообществах: наверху структуры управления находятся не руководители или начальники, а группы, состоящие из нас. Структуры обслуживания (службы, комитеты) подчинены группам, а не наоборот. Группы определяют направления развития сообщества, но одновременно группы несут и ответственность за то, куда будет двигаться Ал-Анон.

 

***
Считаю, что система управления, описанная и практикуемая в 12 шагах – это путь к смирению и мудрости. С одной стороны — ты старший, на тебе ответственность за проведение собрания. С другой — все равны и нет никакого превосходства. В атмосфере собраний царит единство.

Это поражает меня: общее горе делает людей счастливее (т.к. объединило людей в рамках данной программы).

Поэтому, конечно для организации процесса общения между участниками нужна четкая структура. И здесь она есть. И, что особенно приятно, структура не влияет на иерархию — и это очень важно!

 

***

«…никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления»

 

Тут, как говорится, все понятно. Группе всегда нужны некоторые должности, как ведущий собрания, секретарь, казначей, представитель группы на съезде или конференции. Должности выборные, люди выполняют свое служение добровольно и должны меняться, чтобы другие члены группы тоже имели возможность получить опыт служения. Только вот у нас на практике никто никого менять не хочет. И у меня не вырос еще дух служения или недостаточно вырос. И в моих живых группах также. И что делать? Все служение заключается только в участии в финансировании группы (и то уже хорошо!), да и то не у всех, да организации чаепития. Ведущий собрания в моей живой группе всегда один. Темы обсуждаются всегда из ежедневника «День за днем». Потому что другую литературу я как-то предложила, а члены группы не поддержали, ведущий промолчал, и все осталось как прежде. То ли не знают о другой, то ли не хотят знать. Не понятно. Группа сформировалась давно, и мне со своим «уставом» тоже лезть не приходится. Вот я и говорю, что дух служения еще не вырос. У меня апатия что-либо менять, а тем более создавать свою собственную группу. Нет должной ответственности перед обязанностью самой соблюдать дисциплину и постоянно посещать собрания.

И все довольствуются тем, что есть.

Центр обслуживания «может всего лишь давать рекомендации«, и притом в самой мягкой форме. Это написано в традициях АА. А в нашей книжечке очень коротко о 9-й традиции. «Мы подчиняемся духовным принципам вначале потому, что обязаны это делать, а в конце концов потому, что нам нравится та жизнь, которую несет с собой это подчинение. А дисциплинируют членов огромные страдания и огромная любовь, и нам не нужны другие стимулы«.

Сказано, что никто не может запретить посещать собрания, потому что это наша жизнь, или исключать из членов сообщества за нарушение какой-либо дисциплины или правил группы. Наш руководитель просто закрывает двери и не пускает опоздавших, чтобы не отвлекали других от обсуждения темы. А мы, группа, поддерживаем – никому не приятны болтания и телефонные звонки.

Никому нельзя приказывать. Поэтому какие-то правила все же нужно устанавливать, но вынуждать их придерживаться тоже нужно. Если член группы не приложит свои силы, чтобы выполнять правила проведения собрания, выполнения рекомендаций Программы 12-ти Шагов, ему некого винить, он сам виноват, «они вытекают из его личного неповиновения духовным принципам«. Опоздал — не попадешь и не будешь иметь возможности пообщаться. Я с этим согласна.

А уж, коли сама ничего не могу, то могу быть благодарной тем, кто служит, без критики и осуждения.

 

***

Завтра истекает срок моих полномочий секретаря, я благодарна вам всем за оказанное доверие и помощь. Для меня служение (добровольное обязательство) — это благо, подаренное моей ВС и вами, помогающее мне выздоравливать. Вот эта возможность быть полезной другим и при этом получать помощь самой! Это ли не чудо! Переписка с участниками группы,»встречи» и ответы новичкам и т.д. накладывала на меня дополнительную ответственность, дисциплинировала. Я не «старалась», а просто делала то, что должна, искренне и от чистого сердца, не стараясь быть идеальным секретарем.

Не всегда мне нравилось, то что я делала: иногда было больно, когда читала истории новеньких, эмоционально вовлекаясь в процесс (и в этом тоже моя болезнь), приходилось быть на сайте каждый день, прогулять невозможно, потому что люди живые ищут помощи и, помня себя, как отчаянно мне нужна была поддержка, отвечала всем и по возможности в срок. А получила я очень много, новых друзей, знакомых и просто почти родных людей и то душевное тепло, любовь, доброту, заботу и доверие не забыть никогда. Слава Богу и спасибо Ал-Анон.

 

***

Признаюсь, что поначалу меня озадачивала Девятая Традиция, она была непривычна и в то же время обладала притягательностью: отсутствие жесткой структуры управления, добровольность служения и выдвижения на определенные должности, ротация. Меня довольно долго напрягала картинка, которую я встречала во всех группах Ал-Анона, в работе которых я участвовала — обычно на все должности выдвигались и затем несли служение определенные кандидатуры. Как правило, это были люди с активной жизненной позицией, развитым чувством долга или ответственности (не знаю) и меня беспокоило, что это одни и те же люди и исполнители, просто они выдвигались группой уже на другое служение и прикрывали вакансию собой. Но потом я поняла, что в этом случае тоже работает наш девиз:»Позвольте событиям идти своим чередом и положитесь на Бога», либо желающие нести служение сами находятся, либо нет, но тогда становится понятно, что что-то не так в группе, что-то «в консерватории» нуждается в исправлении. Я поняла, что мое дело — сделать свою часть работы и больше не суетиться по этому поводу.
В первое время, когда я брала на себя то или иное служение, у меня возникали опасения, что это будет во вред моему раздутому «Я»,подкормит его. Но эти сомнения довольно быстро рассеялись, поскольку я увидела, что служение — это просто некоторые дополнительные обязанности для меня, но никак не привилегии, власть или еще нечто из этого же ряда.

 

***

Я понимаю сейчас, что равенство членов группы, так же как и членов семьи, подкрепляется порядком, который я могу внести, а не которого требую от других; спокойствием, в котором учусь пребывать; разделением обязанностей, опять же, которые могу брать(а могу и не брать), а не распределять между членами группы или семьи. Конечно, бывает, что в целях «причинения добра» новичкам или родным, я забываю об этом, но уже могу быстро вспомнить, что я – не Бог и не мне решать, кому и как выздоравливать, когда и что делать.
***
В реальную группу я хожу давно, и поэтому была в разных должностях. Здесь в группе «Радуга» я казначей. Когда мне предложили, я сначала испугалась – как и что – ведь в реальной группе все намного проще, но всему нужно учиться. Не нужно бояться, а нужно пробовать себя в служении. Это позволяет мне себя понять: где и что мне нужно изменить в себе. В реальной группе мы не выгоняем опаздывающих, и это как раз то, что не следует обзаводиться жесткой системой управления. Вообще можно просто поделиться, как происходят собрания в реальных группах. У нас у группе есть правила, которым мы придерживаемся – это помогает нам в организации собраний. Проводим рабочие собрания. Сейчас лето и поэтому участников собраний меньше. Когда я прихожу на группу, это и есть мое служение. Порой бывает – где-то что-то не успеваю – смотришь, а другой член группы открыл собрание или собрал деньги. И я благодарна им,  т.к. Высшая Сила сама знает, что кому нужно, и помогает. Отслеживаешь себя: с каким чувством проводишь собрание, а это и есть познание самого себя. Конечно, можно сваливать все на других и обвинять во всем их, но нужно пробовать себя, а не прятаться за спину других и бояться, что у меня ничего не получиться, а просто рискнуть и попробовать. Что касается мое должности, то мне не трудно, но если кто-то хочет попробовать себя, то я могу уступить.

 

2013

*****

«В группе Ал-Анон никто не вправе давать кому-то указания или ожидать от кого-то подчинения. Мы выполняем необходимую для содружества работу, руководствуясь духовными принципами и используя такие способы действия, с которыми согласны все вовлеченные в какое-либо дело»

Из книги «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций Ал-Анона» стр.143 [В-8 в каталоге Литературы, Одобренной Конференцией Ал-Анон] переведено Российским Комитетом для русскоговорящих СГАЛ (Семейных Групп Ал-Анон), 1991 Копирайт 1991, Штаб-квартира Семейных Групп Ал-Анон, Ограниченное использование на основании персонального письменного Разрешения Штаб-квартиры Семейных групп Ал-Анон (Аl-Anon Family Group Headquarters,Inc.) от 29.04.2011г.

Для меня очень важно, что в группе мы все стремимся к одной цели — помочь семьям и друзьям алкоголиков, т.е. и самим себе. Эта общая цель и то, что мы все стараемся придерживаться Традиций и Принципов Ал-Анона, дает возможность нам, как группе, как содружеству, жить и развиваться. То, что решения принимаются не под влиянием авторитетов (формальных или неформальных), а на основании духовных принципов, в результате действия группового сознания, которое формируется при участии любящего Бога, дает мне чувство принятия этих решений, не как чего-то внешнего по отношению ко мне, а как именно моего. Это мой выбор — участвовать в принятии этого решения, участвовать в служении и обслуживании групп или стоять в стороне, в качестве наблюдателя и критика.

То же самое по отношению к структурам обслуживания… Я могу в какой-то конкретный момент быть несогласной с тем, что и как делает, например, РСО. И опять у меня есть выбор: либо возмущаться и бурчать себе под нос «Они там все дураки», либо попытаться изменить то, что мне не нравится или то, что я считаю неправильным. Но для последнего нужно какое-то мое действие, мое собственное участие в процессе, вплоть до того, что, при определенных обстоятельствах, я могу стать членом этой структуры обслуживания. В соответствии с Первым Принципом обслуживания, группы Ал-Анон несут полную ответственность за деятельность служб Ал-Анона. Т.е. я, как член группы, как член содружества, тоже отвечаю за их деятельность.

То же самое для меня в семье… Если я даю возможность другим принимать решения и их реализовывать, а сама с надутым и обиженным видом стою в стороне и плачусь, что мои интересы проигнорированы, то это только моя вина. Конечно, бывает по-разному. Иногда у меня не хватает мужества высказать свое мнение (в страхе перед критикой и отторжением), иногда мне неохота связываться, иногда я продолжаю играть в игру под названием М-М-Ж (мученичество — мазохизм — жертвенность), но я уже в состоянии смотреть на это с открытыми глазами, осознавая, что происходит и почему «меня забыли».

Я буду очень благодарна, если вы поделитесь еще опытом применения 9 Традиции в семейных и прочих отношениях.

******

9. Нашим группам, как таковым, никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако, мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

Эта Традиция оказалась и до сих пор очень непроста в исполнении. Видимо, она настолько противоречит общепринятой авторитарности, что даже просто прочитать и уяснить текст нам, членам Ал-Анона, было когда-то трудно. И по сей день авторитарность тормозит развитие нашего Ал-Анона, а уж, сколько времени, сил и спокойствия было потрачено на внедрение этой Традиции в практику наших групп! Ой-ой!

Нет пиететов, нет «чёрных поясов», нет тех, у кого служить получается «лучше», чем у остальных. Есть конкретные сроки ротации в служении, причём они ясно прописаны в «Жёлтом учебнике». Вроде бы -«облечённый доверием исполнитель»- а будьте любезны, сдавайте служение следующему члену группы….

Очень трудно учиться ставить мнение группы выше своего, привыкать к силе группового сознания. Всё время хочется донести свою мысль, её «продвинуть». Например, долго мы тормозили потому, что нужно было группам всерьёз озадачиться организацией Фонда и офиса. Возмущение было, что мы, бедные родственники алкоголиков, должны платить (!!!!!)государству за издание ЛОК!!!!

Эти споры тянулись долго….

Все эти отходы от Традиций сказываются на каждой группе, на нашем выздоровлении в целом. Уяснить, что в Ал-Аноне ничто не появляется извне, но всё делаем мы, за всё отвечаем мы, группы — это большой сдвиг к здравомыслию. И потому в нашей группе мы уделяем Традициям самое серьёзное внимание.

Да, вот ещё, сколько раз мы зачитывали: «Могут создавать службы и комитеты». Зачем???! Мы бедные, как мы можем платить сотрудникам, давайте всё сделаем сами!!!!!

Давайте. И потому до сих пор у нас нет ни директора, ни бухгалтера, и поэтому наша литература издаётся полулегально, и мы не можем продавать её в сторонние организации, тем самым сами себя лишая дохода и, что ещё важнее, не распространяем должным образом идеи Ал-Анона.

Потому что работа директора в офисе и бухгалтера, секретаря — это не 12-й Шаг — это рутинная деятельность в рабочее время к тому же. Значит, группы должны (и обещали когда-то) оплачивать труд наёмных сотрудников.

Все те, кто служит в группах, РСО и офисе подотчётен в своих группах, а службы подотчётны любой группе Ал-Анона. Всемирные службы — тоже. Поэтому, как только нам в России нужна помощь, к нам едут сотрудники всемирных служб. А группы оплачивают им эту деятельность (но только не Россия, увы — за нас платят другие страны — во как).

В общем, Традиции (каждая) воспитывают в нас групповую ответственность, а потому и моя своевольная личность дисциплинируется и обретает некоторое смирение, столь мне необходимое.

А комитеты мы создаём «сами из себя». Сейчас на носу Форум Ал-Анон в Москве. Создан оргкомитет, но это не значит, что московские группы могут спокойно почивать до Форума. Это значит, что мы, москвичи, как ответственные хозяева, должны сотрудничать с членами комитета, которые организовывают и координируют наши усилия, но на нас не работают.

*****

Читая о Девятой Традиции из разных источников, меня затронули слова из книги «12Х12 в АА» стр. 194 последнее предложение второго абзаца: «Его пьянство и последующий полный крах не будут наказанием со стороны власть предержащих, они вытекают из его личного неповиновения духовным принципам.» И далее 3 абзац: «То же самое угрожает и целой группе. Если она, хотя бы приблизительно, не следует Двенадцати Традициям, она может захиреть и погибнуть. Поэтому мы, члены А.А., подчиняемся духовным принципам, в начале, потому, что обязаны это делать, а в конце концов, потому что нам нравится та жизнь, которую несёт с собой это подчинение. Огромные страдания и огромная любовь являются тем, что дисциплинирует членов А.А., и нам не нужны другие стимулы».

Затем слова из «12Х12 в Ал-Аноне» 4 предложение первого абзаца Традиции Девятой «Мы выполняем необходимую для содружества работу, руководствуясь духовными принципами и методиками подходящими всем, вовлечённым в дело». Затем обратила внимание на Предисловие из этой же книги (индексированные страницы III и IV), где говорится о том, что: «В течение многих лет эти Шаги и Традиции изучали и применяли в жизни члены нашего содружества, многие из нас обнаружили, что это руководство приносит гораздо большую помощь, чем только возможность справиться самостоятельно с проблемами алкоголизма близкого. Они стали нашим образом жизни, помогая нам всегда, во всех ситуациях. От того, как мы впитываем и используем их идеи, зависит, насколько хорошо они нам служат».

Учитывая вышеуказанные цитаты, хочу для себя кое-что обозначить. Моё здравомыслие зависит от того насколько я следую духовным принципам, применяю их во всех своим делах, а также — степени их познания. Степень моего познания можно испытать только лишь через служение. Поэтому я всегда заинтересована в служении, потому что только так я духовно просыпаюсь и росту. И понимая равность всех перед семейной болезнью алкоголизм, я понимаю и равность в том, что в служении нет лидеров и авторитетов, кроме как – Высшая Сила. На мне, как на человеке, сходится выбор: или же смирение и принятие Божьей воли, или же своеволие и поддержание семейной болезни и своего нездравомыслия . Поэтому меня не смущает, если я буду в течение полугода мыть пол в комнате собраний, или убирать мусор со стола после чая, или расставлять стулья, или вести собрание, потому что секретарь этого сделать не может. Что-то вроде того, как в «Приключениях Шурика»: «Ну что граждане алкоголики, тунеядцы. Кто желает сегодня поработать?».

Я слышала и такую версию служения секретарём, что это помогает самоутвердиться. После такого «искреннего» высказывания, я почувствовала отторжение к этому человеку, который и членом Ал-Анон не мог быть, потому что она не подходила к требуемому условию членства а Ал-Аноне : наличие проблемы алкоголизма среди родственников или Друзей. Я признаюсь, что внесённый диссонанс необходимо было устранить и для этого применялись и прямые замечания на группе и косвенная работа по поддержке человека, который нес это служение. В группе появился раскол. Я как член этой группы внутри себя решила, что буду искать другую группу. И так оно и получилось по воле Бога. Потому что моя беременность и декрет, вынудили меня искать группу в ближайшем районе от места жительства. И я попала в группу, где Традиции рассматриваются, изучаются, обсуждаются, что для меня стало очередным витком развития в Программе. Тут меня сразу и служением наградили, и о жизни истинного Ал-Анона я узнала много больше, и «Желтый учебник» мы изучаем и, посредством его, передаём друг другу опыт. А у нас есть члены, которые имеют стаж такого опыта и 24 года, и 18 лет, и 15. Это же просто бездокументарный «Архивный комитет». Вот тут и узнаешь некоторые предания Ал-Анона.

Благодаря тому, что на группе «Радуга» существует упорядоченность в темах проведения собраний, которые активно обсуждаются в преддверии нового месяца, мною такая система подхода была подхвачена, внесена и адаптирована на живой группе. Сейчас у нашей группы тоже есть программа работы на текущий месяц и, что самое важное, динамика работы и соблюдение перечня обсуждаемых вопросов, не позволяет западать на «тухляке и кисляке». Это уже можно обозначить наработками опыта выделения в группе направления в служении по составлению программы работы группы.

Поэтому, комитеты и советы, как таковые, это направления которые, на мой взгляд, необходимы в кругу группы и на всех ступеньках вертикали Содружества, конец которой находится внизу. Это как раз и не позволяет захиреть и погибнуть каждому члену Ал-Анона и группе в целом.

Ещё важным для меня есть то, что обозначено в БК АА Глава 9 «Новые отношения в семье», чем и хочу закончить своё выступление: «Нам кажется, что каждая семья, в которой мужчина перестал пить, в долгу перед теми, кто страдает от алкоголизма. Если это понадобится, следует извлечь свои ошибки, какими бы печальными они не были, из потаённых мест и показать другим, как к нам в схожей ситуации пришла помощь». Реализовать это возможно на группах в полной мере. Но! Для этого группе надо ЖИТЬ!!!

*****

По теме могу только сказать о применении этой традиции в семье. Раньше я и подумать не могла о том, чтобы не командовать — это получалось у меня само собой. Вообще все поведение было неосознанным. Было мое мнение и неправильное, и мне это нравилось. Мне нравилось, что муж мне подчиняется с виду. Но оказалось, что внутри него росло недовольство, которое выразилось в алкоголизме. Теперь у меня уже нет желания быть правой во что бы то ни стало. Я как будто стала лодкой, которую Бог несет на волнах. Я верю, что он ведет меня туда, где мне лучше. Спасибо вам всем.

*****

Я могу высказать свое мнение на группе, могу с чем-то не согласиться, могу служить, могу не служить, а раньше я ничего этого не могла. Именно равенства у нас в семье не было ни в родительской, ни в моей тоже. Иногда я ставила себя во главе семьи и брала все на себя, а иногда задвигала себя на последнее место. Придя в группу, я поняла, что начинать нужно, прежде всего, с себя, и я могу изменить только саму себя, а другие не в моей власти.

*****

Мне все понятно о том, что рекомендовано этой традицией. Только думаю, что без собственной инициативы никто ничего переворачивать не будет. Вот у нас два человека организовали две группы, нашли помещение и ведут собрания в двух районах города. И если бы ни они, то и некуда было идти бедным родственникам выздоравливать. Больше инициативных нет. Я тоже безынициативна. Нет у меня такой энергии, что-то организовывать. К тому же я знаю, что никто не поддержит, уже предлагала. И азарт у меня угас. Потому я довольствуюсь тем, что у меня есть.

Я научилась проводить собрания. Несла служение здесь и на скайповских группах. Я могу помочь, но не могу и не хочу ничего организовывать. Меня напрягает только от одного слова «должна». Я думаю, что я никому ничего не должна и мне никто ничего не должен. Но я благодарна любому человеку, кто этим занимается. А я или не доросла до этого или просто не имею желания. Вот я такая сейчас.

*****

В кругу семьи эта Традиция совершила полный переворот. Началось с того, что я увидела: в группе Ал-Анон всё делается каждым из её членов добровольно и с желанием быть полезным для группы! И при этом человек не обретает никаких прав, не имеет никакой власти! даже духовный опыт предлагается, но не навязывается. Потихоньку я осознала, что служение в группе, а потом — в службах Ал-Анона меня очень смиряет и дисциплинирует. Слово «должна» меня нисколько не пугает почему-то, для меня это слово имеет дисциплинарный смысл. А мне, человеку своевольному и упёртому, такая вот добровольная дисциплина необходима.

И я стала понимать жизнь семьи и её смысл иначе, чем было прежде. Авторитарность, т.е. подчинение, сменилось в моём сознании на служение, а это — прямая противоположность. А дисциплина в отношениях людей необходима, потому что без неё получается семейная болезнь, когда каждый едет по своей воле, не особенно задумываясь о последствиях.

Традиции даёт мне возможность уяснить, наконец, прямую связь между причиной и следствием. Если я хочу выздоравливать, если я хочу научиться жить в ладу со здравым смыслом, то Традиции мне необходимо практиковать. И в группе я именно должна следовать Традициям — исходя из любви к моим товарищам, из благодарности к Ал-Анону.

Так же и в семье я кое-какие обязательства перед близкими на себя принимаю. И свои отношения стремлюсь строить на служении.

Чем является служение для меня в жизни? Тем, что оно, прежде всего, основано на групповом сознании, на общих интересах группы. Без группового сознания легко откатиться в авторитетность, всё решать самой. Но тогда и выполнять приходится самой, а кто «потянет» такое отношение к себе? Вот группа и распадается. Сейчас наша группа «Царицы» переживает такой кризис.

Вот и в группе всё оказывается просто и понятно, когда мы исполняем решения группы. И дома также.

Почему у нас дома были конфликты в последнее время? Потому что сильно пошатнулось наше групповое сознание, и мы едва-едва сохранили единство. Поехали кто в лес, кто по дрова, потому что место высшего авторитета занял ребёнок, а потом все мы, взрослые, по очереди. И как нас не разнесло в разные стороны? Спасибо программе АА и Ал-Анона, всё же плывём дальше….

*****

Жесткие системы управления вообще ограничены в сферах своего применения. Только в очень простых системах. А любой человеческий коллектив к ним не относится. Но все-таки какая-то система и структура управления должны быть. Достаточно гибкие. Условно говоря, обязанности должны быть закреплены, но каждый готов «подставить плечо». В «Радуге» я подобное отношение наблюдаю. И даже в нашей, сильно поврежденной алкоголизмом, семье присутствует. В Ал-Аноне нет иерархии подчиненности между членами, все равны. В семье же она должна быть. В моей, к сожалению, нет. Каждый сам себе начальник, включая ребенка. Понимаю, что начинать нужно с себя, но сопротивление жуткое. Я заметила, что не хочу иметь подчиненных, возможно потому, что сама не желаю подчиняться. Мне нравится в этом отношении устройство Ал-Анона, но в целом иерархия присуща мироустройству.

*****

«…Службы, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают».

Удивительное дело: группа создаёт службу, которая ей же и подчиняется! Но: группа несёт полную ответственность и за саму службу, и за то, чтобы служба функционировала оптимально. То есть группа отнюдь не оказывается в благостном безделье, она, наоборот, берёт на себя дополнительную ответственность.

Вот этой ответственности мы стараемся научить детей в семье. Этот процесс проходит гладко далеко не со всеми детишками, потому что почти все они приучены к тому, что они — кумиры, и что все взрослые созданы для того, чтобы следить за их указаниями, желаниями и немедля исполнять. Но потихоньку, со скрипом, дело идёт, и вот уже мы видим плоды этой Традиции, в некоторой нашей поросли. 🙂

Или: я, бабушка, связала внучке 4-х лет тёплые носки. Это — моя часть служения, ведь никто больше ей носки не свяжет. Сегодня протягиваю ей носок, а она мне — свою ногу! Чтобы я надела ей носок, ей неохота(это она с другой бабушкой пожила деньков 5).Вот это — да! А где же её ответственность? Разумеется, я ей носок не одела, а просто отдала. Она сама его нацепила.

Вот в группах меня научили, что создание служб — это не безделье и беспечность групп, а, наоборот, это всего лишь помогает группам решить сообща, через службу, общие вопросы, укрепляющие наше единство.

Конспект собрания группы Ал-Анон

копирован и размещён на сайте alanon.org.ua

 на основании разрешения

рабочего собрания группы «Радуга»от 21.03.2015 г. 

Источник:

http://www.fgump.ru/stati/konspekty-sobranii-grupy-al-anon/devjataja-tradicija.html

Около Sveta Ra

Смотрите Также

Седьмая Традиция

Темой очередного собрания интернет-группы Ал-Анона «Радуга» стала — Седьмая Традиция «Каждая группа должна полностью опираться на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *